Архитектура для людей

Архитектура для людейТорговые центры, несомненно, стали неотъемлемой частью нашей жизни. Таких мест в городах много, и они часто представляют собой огромные, сверкающие комплексы, в которых можно найти все, что угодно: от продуктов питания до high fashion одежды. Но несмотря на их популярность, нельзя не отметить некоторую однообразность и стандартизацию таких торговых центров.

Действительно, в любом крупном городе можно увидеть одну и ту же картину: одинаковые магазины, одинаковые бренды, одинаковые фаст-фуды.

Куда бы вы ни зашли, вам предстоит сталкиваться с одними и теми же логотипами и мерцающими вывесками. И вот вы уже стоите на перекрестке двух одинаковых улиц в разных странах, но вы точно знаете, что McDonald’s и Starbucks будут вас ждать за углом.

Из-за этого стандартизированного подхода иногда создается впечатление, что все торговые центры вышли из одного шаблона. И пусть в Лондоне и в Пекине эти центры будут называться по-разному, но их архитектура и внутреннее наполнение порой безумно похожи.

Причем, даже в разных частях одного города можно найти практически indentical торговых центров.

Конечно, стандартизация вещей не всегда плоха. Когда вы попадаете в новый город и видите знакомые логотипы, это может создавать чувство комфорта и уверенности в том, что вы не потерялись. Но, с другой стороны, куда делись местная уникальность, колорит и аутентичность?

А что касается расходов на такие торговые центры, то они действительно могут быть очень внушительными.

Построить и содержать огромный торговый комплекс стоит немалых денег. Особенно это актуально для стран с не слишком высоким уровнем доходов у населения.

Ведь строительство гигантских центров потребует миллионы долларов, а поддержание их работы — также серьезные затраты.

Но даже в небольших городах руководители могут решить построить свой огромный торговый центр, жертвуя при этом красивыми историческими зданиями или уникальным архитектурным стилем города. Получается, что вместо уютных маленьких лавок и рынков у вас вдруг возникает какой-то монстр из металла и стекла, который смотрится, как пришелец из параллельной вселенной.

Кстати, это все напоминает анекдот про то, как амбициозный мэр проводит реконструкцию города и в итоге строит огромный торговый комплекс прямо на главной площади. Местные жители, увидев это чудо архитектуры, говорят: «Сначала мы не заметили, что это торговый центр, думали, что это очередная космическая станция». Ну и планета Городок теперь успешно стала частью цивилизованной вселенной с новым торговым мегаполисом.

А что касается цен в этих торговых центрах, то они зачастую настолько высоки, что местным жителям далеко не всегда по карману покупать что-то там.

Если для туриста центр города — это место, где можно побаловать себя дорогими вещами или ужином в дорогом ресторане, то для местного населения это может быть недостижимая мечта. Особенно в странах с низким уровнем доходов, когда большинство населения вынуждено экономить деньги на самом необходимом.

Поэтому часто можно увидеть курьезные сцены, когда в таких торговых центрах толпы туристов с дорогими сумками и пакетами рядом с местными жителями, которые с удивлением рассматривают цены и не могут понять, кто такие люди, которые покупают по несколько дорогих пар обуви за раз.

Вспоминается еще один анекдот на эту тему.

Встретились два друга. Один спрашивает у другого:

— Почему в последнее время ты так редко ходишь в наш торговый центр?

— Ну, вот деньги все сошлись, а мне там больше делать нечего. Я уже всех пристроил.

В целом, современные торговые центры, конечно, имеют свои плюсы и минусы.

С одной стороны, это удобство, широкий выбор, комфортные условия для покупателей. С другой — стандартизация, высокие цены, сглаживание местного колорита. Может быть, в будущем архитекторы и градостроители найдут новые, более оригинальные решения для создания торговых комплексов, которые будут гармонировать с местным окружением и не сделают наши города похожими друг на друга. А пока остается только гадать, какое новое футуристическое строение появится рядом с вашим домом через пару лет.