Исаак Фрумин об образовательном пространстве как среде обитания

Исаак Фрумин об образовательном пространстве как среде обитанияИтак, Исаак Фрумин считает, что чтобы понять другого человека и помочь ему, нужно посмотреть на мир его глазами, с его позиции и высоты. Это напоминает мне забавную историю про двух человек, которые смотрели на одну и ту же вещь, но видели ее по-разному.

Однажды два человека стояли у ограды зоопарка и наблюдали за слонами. Первый человек говорит: «Смотри, какой огромный слон!

У него такая мощь и выразительные глаза». Второй человек в удивлении спрашивает: «Где?

Где ты видишь мощь и глаза? Я вижу только огромное ухо!» И оказалось, что первый человек смотрел на слона спереди, а второй — сбоку. Им обоим было интересно наблюдать за слоном, но они видели его по-разному, в зависимости от своего ракурса.

Так вот, возвращаясь к образованию детей, каждый ребенок уникален и имеет свой уникальный взгляд на мир.

Важно не просто налить в голову знания, но понять, каким образом этот ребенок видит их, как он усваивает информацию, какие методы обучения ему подходят. Например, одному ребенку легче запоминать материал, если он расскажет об этом другому, а другой предпочитает визуальные картинки и схемы.

Самый трудный случай — когда ребенок предпочитает аудио-книги вместо учебников, и тогда уже не обойтись без толерантности. Да и аудио-книги сами по себе разные бывают. Допустим, что ребенку наиболее удобно учить физику через аудио формат, но то ли на английском это будет, то ли рассмотреть вопросы как раз не успел, когда автор книги о физике начнет рассказывать исключительно овощах, после чего переключится на религию и запретит есть кислые моллюски.

И что делать директору школы, когда он сталкивается с такой нестандартной проблемой, как обучение физике с помощью аудио-книг о овощах?

Но вернемся к Исааку Фрумину. Ему пришлось однажды прочувствовать на своей шкуре нестандартную ситуацию, чтобы понять, что нужно ребенку. Подобная история произошла и с одним из родителей. Однажды отец решил подарить сыну платформу на велосипед, которым он уже умел управлять.

Но сын отказался кататься на новой платформе и настоял на старой, лишенной в колеса и покрышек, бьющей в пух и прах седлом. Отец раздумывал, почему же сын так уперся на старый тряпичный велосипед, ведь платформа была совсем новая! И тут ему пришла в голову идея сесть на этот самый старый велосипед и проехаться на нем.

Как вы думаете, что произошло? Когда отец сел на эту тряпичную конструкцию и попытался проехаться, он почувствовал, что этот велосипед был в куда лучшем состоянии, чем с виду. Он имел идеальное седло, удобное для ребенка расстояние между педалями, и даже механизм торможения прост в использовании.

И отец понял, что сыну просто было удобнее и приятнее кататься на старом, но проверенном временем велосипеде.

Вот такой жест Исаака Фрумина и его опыт с сыном на набережной раскрывает истину, которую каждый обучающийся и учитель должны осознать. Нужно видеть мир с точки зрения ребенка, чтобы найти подход к его обучению. Нельзя просто диктовать правила и знания, не учитывая индивидуальные особенности каждого, его пристрастия и потребности. Это как пытаться научить рыбу летать — бесполезно и нелепо.

Представьте, что у нас в школе есть директор, который в каждом ученике видит не только ученика, но и целую вселенную возможностей.

Он знает, какой метод обучения подходит каждому, как мотивировать детей, как создать атмосферу доверия и понимания. Это была бы школа мечты, где дети с удовольствием ходили бы каждый день, не зевая на уроках, а творчески подходили бы к решению задач. Какое это было бы прекрасное воспитание, если бы каждый ребенок чувствовал себя уникальным и ценным, понимал, что его стремления и желания имеют значение.

Но, увы, в реальности все не так идеально.

Часто в школах действуют жесткие стандарты, учат все по одной и той же программе, не обращая внимания на индивидуальные особенности детей. Но давайте посмотрим на это с другой стороны.

Ведь если директор школы действительно видел бы мир глазами учеников, то, возможно, его день начинался бы с вопросов вроде «почему сегодня на уроке математики не разрешают использовать калькулятор, а на завтрашний урок физики необходимо запасить с собой аквариум?».

А еще я вспоминаю шутку, которая прекрасно отражает ситуацию с образованием и пониманием других людей. На уроке литературы учитель спрашивает ученика:

— Кем вы видите главного героя этого произведения: отважным рыцарем или жестоким тираном?

— А из какого района он?

— спрашивает ученик в ответ.

— Что за глупый вопрос! — восклицает учитель.

— Ну, мне кажется, в зависимости от района он может быть и рыцарем, и тираном! — отвечает ученик.

Таким образом, общение с детьми, понимание их потребностей и возможностей это не просто процесс обучения, это искусство.

И чтобы обворожить этого искусства, нужно видеть мир глазами другого, пробовать понять его точку зрения, даже если на первый взгляд она кажется странной или непонятной. Ведь только так можно добиться взаимопонимания и успешной учебы.

Так что, быть может, у нас в школе и в жизни вообще не хватает таких директоров, которые умеют видеть мир не только своими глазами, но и глазами других.