«Эффектом Флинна» называют явление, которое показывает, что каждое следующее поколение достигает лучших результатов по IQ-тестам. Означает ли это то, что каждое поколение действительно становится умнее, или же просто выходит за рамки мышления предыдущего и уже оперирует совершенно другими категориями?
Думается, что вопрос о том, становятся ли новые поколения умнее или просто развиваются по-другому, весьма интересный. Можно вспомнить старый анекдот, в котором старший программист учит младшего тому, что такое «баг»:
– Слушай, Вася, баг – это такая ошибка в программе, которая делает ее нерабочей.
– А почему ошибка называется багом?
– Ну вот в старые времена программисты находили ошибку и лепили на нее бумажку со словами «Баг в программе».
И утром приходили ответные баги, которые уже исправляли.
– А сейчас что?
– Теперь не знаю, наверное, молнии в компьютер запускают!
Это пример того, как понимание понятий может меняться с поколения на поколение. Наши бабушки и дедушки иногда с трудом понимают новые реалии и новые термины.
Например, расскажи своей бабушке, что сейчас многие работают удаленно, не выходя из дома, и увидишь искреннее удивление в ее глазах. Для нее работа всегда была чем-то, что связано с выходом из дома, с соблюдением строгого графика, а не свободным распорядком дня, который предоставляет удаленная работа.
Или вот еще один анекдот: идет по улице девушка с кубиком Рубика в руках, и подходит к ней мужчина.
– Девушка, а разрешите?
– Нет, я сама!
– Да, с кубиком Рубика вы уже сами, а вот с дверью в портал…
Этот анекдот иллюстрирует, какие навыки и умения востребованы в разные времена. Если раньше важно было уметь открывать двери и делать механические операции, то сейчас все большее значение приобретают навыки работы с информацией, логическое мышление и умение находить решения в сложных ситуациях.
Исследователь и философ Джеймс Флинн справедливо отмечает, что мышление людей значительно изменилось с начала ХХ века до наших дней.
Если раньше было важно запоминать большие объемы информации и оперировать фактами, то сейчас скорее актуальны навыки анализа, критического мышления и генерации новых идей.
Можно вспомнить и другие характерные отличия поколений. Например, многие сейчас пользуются смартфонами, планшетами и ноутбуками, не представляя, как можно было жить без них.
А наши бабушки и дедушки порой даже не умеют пользоваться мобильным телефоном. Не говоря уже о социальных сетях, мессенджерах и онлайн-играх — это для них настоящий космос.
Или вот еще один пример.
Сегодня многие молодые люди с удовольствием проводят время в интернете, смотря видео на YouTube или обмениваясь мемами в соцсетях. А вот как бы наши бабушки реагировали на видео с котиками или смешные фотографии в мемах — это уже вопрос!
Однако не стоит забывать, что с каждым поколением возрастает и объем доступной информации, что тоже может влиять на результаты IQ-тестов.
Если раньше человек мог запомнить определенное количество фактов, то сейчас важно уметь быстро находить нужную информацию в интернете, анализировать ее и применять в практической деятельности.
Таким образом, можно сказать, что «эффект Флинна» отражает не только изменение уровня IQ в разные периоды времени, но и развитие мышления в целом. Каждое поколение видит мир по-своему, создает новые ценности и навыки, что делает их уникальными и интересными. Главное помнить, что каждое поколение ценно и важно в своей уникальности и вкладе в развитие общества.